Космос

Нажмите кнопку , при этом Вы перейдёте в экран "Космос, планеты, орбиты".

На этом экране имеется трехмерное изображение Солнечной системы, как она видна из некоторой точки пространства. Видны планеты, их орбиты, звёзды. Изображение реальное. Для отображения ориентации наблюдателя в пространстве есть индикатор - система прямоугольных гелиоцентрических эклиптикальных координат. Указываются, также, расстояние от центрального объекта до наблюдателя.

Для поворота системы вокруг осей X и Z просто нажмите левую кнопку мыши и двигайте, держа её нажатой. Можно, также, использовать клавиши "влево", "вправо", "вверх", "вниз":

  • нажимайте клавиши со стрелками для плавного движения,
  • нажимайте клавишу Ctrl и одновременно со стрелками для более быстрого движения,
  • нажимайте клавишу Alt и одновременно со стрелками для очень быстрого движения,
  • нажимайте клавишу Shift и одновременно со стрелками для очень медленного движения.

Для приближения к центральному объекту или удаления от него нажимайте клавиши Home, End, можно в комбинации с Ctrl, Alt, Shift.

Имеется эффект телескопического увеличения, он отличается от эффекта приближения отсутствием изменения перспективы. Для увеличения или уменьшения можно использовать колесо мыши или клавиши PgUp, PgDn.

Также, имеется мини-панель управления, расположенная на главной панели управления, которая имеет кнопки поворота и кнопки, позволяющие:
- задавать яркость звёзд на экране,
- задавать скорость вращения системы при пользовании клавишами или кнопками (скорость пропорциональна высоте красной полоски индикатора),
- приближаться к объекту или удаляться от него (расстояние отображается на индикаторе слева вверху экрана),
- менять увеличение изображения (коэффициент увеличение отображается в поле слева от соответсвующих кнопок).

При указании курсором мыши на какой-либо объект на экране (планету, звезду, астероид), появляется его название или обозначение.

Если щёлкнуть правой кнопкой мыши, то появится всплывающее меню экрана "Космос" с пунктами, описанными ниже. Некоторые пункты могут быть недоступны, это зависит от того, на какой объект указывает курсор мыши, и в системе какого объекта находится наблюдатель.

Перейти

Пункт "Перейти" означает переход (телепортацию) наблюдателя в систему выбранного объекта: планеты, астероида или звезды, - он будет в центре экрана вместо Солнца.

При телепортации к планете или астероиду наблюдатель помещается на расстоянии от объекта, равное пяти диаметрам объекта. При телепортации к фиктивной планете последняя изображается прозрачным кругом диаметром 100 км. При телепортации к звезде наблюдатель помещается на таком же от неё расстоянии, как его расстояние до Солнца перед телепортацией.

К спутнику планеты телепортация невозможна. На скриншоте ниже наблюдатель находится в системе Земли, но он расположен так, что между ним и Землёй находится Луна.

Астрономические данные

Этот пункт вызывает окно, в котором содержатся некоторые данные о планете или звезде:

Окно данных имеет несколько полей, которые включиются мини-кнопками внизу окна. Первое поле содержит астрономические данные объекта, состав этих данных одинаков и для планеты, и для звезды. Второе поле содержит параметры орбиты планеты или характеристики звезды, в частности, BS - номер в каталоге Bright Star, HIC - номер в каталоге "Гиппарх". Третье поле может использоваться для расчёта Примарной дирекции.

Смотреть

При выборе пункта "Смотреть" появится изображение этого объекта из астрономического фото альбома (если, конечно, там есть соответствующий файл). Если имеется несколько изображений, то можно выбрать любое с помощью подменю.

Зафиксировать название

Это параметр, состояние которого обозначается галочкой. Если параметр включён, то название выбранного объекта становится постоянно отображаемым на экране.

В Интернете...

Этот пункт меню активен, если курсор мыши указывает на какой-либо объект на экране. При выборе этого пункта открывается окно веб-браузера с результатами поиска с помощью Google Search упоминаний указанного объекта в Интернете.

Спутники

Этот пункт меню открывает окно "Спутники", которое содержит данные о планетах (спутниках Солнца) и о спутниках планет:

  • Расстояние от центра (большая полуось орбиты)
  • Период обращения
  • Эксцентриситет
  • Наклон орбиты
  • Долгота восходящего узла
  • Долгота перицентра
  • Долгота в орбите
  • Диаметр
  • Наклон экватора к орбите
  • Период вращения

Если щёлкнуть правой кнопкой мыши в поле этого окна, то появится всплывающее меню, которое содержит пункт "Найти", который выполняет поиск выбранного спутника: устанавливает положение наблюдателя так, чтобы спутник был виден, и устанавливает на нём курсор мыши.

Найти

Открывает окно "Поиск объекта", позволяющее найти нужный объект в экране "Космос".

Движение

Эта функция позволяет имитировать движение наблюдателя на орбите вокруг объекта. В появившемся окошке:
  • Установите скорость движения
  • Выберите режим - скринсейвер (полноэкранный) или нормальный
  • Нажмите кнопку OK
Для выхода из режима "Движение" щёлкните мышью.

Установки

При выборе этого пункта появится окно, позволяющее выбрать такие установки:

  • Показывать сетку планетографических координат: если центральным объектом является планета, то будет выдана сетка её координат (для Земли - это географические координаты).
  • Показывать рисунок поверности: фотореалистическое изображение планеты, спутника или астероида (если имеются файлы текстур в папке TEXTMAPS). ПРИМЕЧАНИЕ: этот режим может существенно замедлять работу программы.
  • Показывать дальность до центрального объекта и координаты наблюдателя (данные в левом верхнем углу экрана).
  • Показывать координатные векторы (индикатор прямоугольных эклиптикальных координат в правом верхнем углу экрана).
  • Затенять ночную полусферу: чёрным цветом закрашивается полусфера планеты (спутника, астероида), не освещённая Солнцем.
  • Без облаков: Земля и Венера могут изображаться как с облаками (более реальное изображение), так и без облаков (синтезированное изображение), при условии включённой опции "Показывать рисунок поверности".
  • Символы планет: рядом с отметкой планеты (астероида) отображается её символ.
  • Абсолютная яркость: звёзды изображаются согласно их абсолютной, а не видимой звёздной величине (при этом регулятор яркости звёзд на экране автоматически устанавливается на -7).
  • Каталог "Гиппарх": для отображения звёзд используется Hipparcos Input Catalogue (120 000 звёзд), вместо Bright Star Catalogue (9100 звёзд), если файл каталога имеется в папке HIPPARCOS. Подсказка: посмотрите, как это выглядит на мониторе Вашего компьютера вечером при выключенном внешнем освещении.
    Примечание: расчёт прецессии звёзд каталога "Гиппарх" производится только
    1) при запуске ZET,
    2) при выполнении расчёта (нажатии кнопки "Выполнить" в окне "Ввод исходных данных") в экранах "Космос" и "Небесная сфера" при включённой опции использования каталога "Гиппарх",
    3) в режиме "расчёт звёзд при любом изменении времени" (общие установки) в экранах "Космос" и "Небесная сфера" при включённой опции использования каталога "Гиппарх".
  • Названия звёзд - при включённом флажке отображаюся названия всех именованных звёзд.
  • Названия планет - при включённом флажке отображаюся названия всех планет (или спутников центрального объекта).
  • Фиксированные - при включённом флажке отображаются названия объектов, имена которых зафиксированы (см. пункт меню "Зафиксировать название").

А также:

  • Все астероиды: изображаются все астероиды, имеющиеся в Каталоге астероидов.
  • Подсказка: отключённый флажок позволяет не выдавать подсказку - название астероида при наведение на него курсора мыши (название выдаётся только в заголовок окна), используется при большом числе астероидов и малой производительности компьютера.
  • Подсветка: управляет величиной отметки астероида.
  • Фильтр дальности астероидов: включённый позволяет выдавать на экран только астероиды, приближающиеся к указанной планете ближе заданного расстояния.
  • В нижней части окна отображаются данные ближайшего астероида.

К Солнцу

Если Вы находитесь в системе какой-либо планеты или звезды, то для возврата в систему Солнца выберите этот пункт меню.

Для анимации экрана используйте Динамику времени.

Дизайнер поверхности планеты

Если режим "Показывать рисунок поверхности" отключён или нужные файлы текстур отсутствуют, то выдаётся некоторый условный, упрощённый рисунок поверхности планеты. Вы можете сами создавать и корректировать этот рисунок с помощью Дизайнера.

Для вызова Дизайнера перейдите к какой-либо планете и нажмите Alt+D.

Рисунок поверхности планеты определяется основным цветом поверхности и некоторым множеством пятен разной формы.

Пятно определяется следующими параметрами:

  • тип: круг или кольцо,
  • порядковый номер пятна (от 1 до 256),
  • >планетографические координаты пятна: для круга это долгота и широта центра пятна, для кольца - широта, на которой оно расположено (в градусах),
  • радиус круга или ширина кольца (в долях радиуса планеты),
  • имя пятна (например, название кратера, который изображает это пятно),
  • цвет пятна (области),
  • цвет границы (контура) пятна.

Два верхних поля экрана "Дизайнер поверхности" содержат название планеты и имена файлов с описанием рисунка.

Для изменения цвета планеты, области и контура пятна нужно щелкнуть левой кнопкой мыши по соответствующему названию на панели "Цвет".

Кнопка "Создать" вызывает создание и добавление нового пятна с параметрами, которые установлены.

Кнопка "Изменить" фиксирует изменения параметров, выполненные для заданного пятна (при изменении цвета эту кнопку нажимать не нужно, цвет запомнится автоматически).

Кнопка "Удалить", естественно, удаляет текущее пятно.

Кнопка "Размножить" добавляет 10 пятен (кругов), параметры которых определяются случайным образом (но радиус не больше текущего), цвет этих пятен такой же как у текущего.

Файлы описания рисунка поверхности планет находятся в директории (папке) img (в рабочей директории ZET) и имеют имена:

p2.img ... p10.img, p2.nme ... p10.nme.