Если вспомнить, что христианская религия - это еврейская религия, то очень уместно поговорить о Первой Женщине-Духе Лилит. Кстати, тут тоже эта религия не нова. Еще в древнеримской мифологии была женщина по имени Психея /Psyche/, имя которой переводилось, как Душа. Соответственно, Ева в переводе с еврейского означает "живая, жизнь", что можно вольно перевести как Тело.
Итак, Лилит.
Для начала легенда.
Имя "Лилит" (Lilith) восходит по одним источникам к группе месопотамских демонов под названием "лилу" (lilu или Lillu), из которых демоны женского рода назывались "лилиту" (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. У демонов было много имен, одно из которых Ардат Лили (Ardat Lili). Другие исследователи считают, что имя Лилит происходит от еврейского слова "lyl" (ночь), переводя при этом "lilith" как "ночное привидение" или же "филин". Некоторые оккультисты полагают, что Лилит относится к классу духов, которых называют хайбит-аб (khaibit-ab). Эти демоны неизвестны до периода неолита (8-3 тыс. лет до н.э.), поэтому их появление связывается с развитием цивилизации. Их имя происходит от древнеегипетских слов, обозначающих "тень" и "сердце". Несмотря на существование двух версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что ее имя не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилонии (примерно 2 тыс. лет до н.э.), поэтому первым реальным упоминанием о Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи "Гильгамеш". В нем говорится о богине Инанне, которая в течение десяти лет заботилась о дереве хулуппу, желая сделать из него себе трон и кровать, но однажды обнаружила, что "у подножия дерева свил гнездо дракон, птица Зу [в других переводах варианты имени - Анзу или Анзуда] выращивала своего детеныша в кроне дерева, а в стволе устроила себе дом демон Лилит". Однако на помощь Инанне пришел Гильгамеш, который убил бронзовым топором дракона и заставил птицу Зу улететь вместе со своим детенышем в горы, а "Лилит, сильно испугавшись, разодрала свой дом в клочья и убежала в пустошь". Лилит описывается, как красивая девушка с ногами ночной совы. Некоторые исследователи находят в эпопеи упоминание о том, что Лилит была вампиром-проституткой.
Больший интерес, на наш счет, вызывает история о Лилит, как о первой жене Адама. Несмотря на давность происходящего в легенде, источник современных знаний об этой ипостаси Лилит - "Алфавит Бен Сиры" - появляется только около VIII-X в.в. н.э. Однако нижеописанные амулеты, имеющие непосредственное отношение к легенде, датируются гораздо более ранними сроками.
Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги - Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек" в древнееврейском оригинале написано как "adam", которое произошло от слова "adamah" (пыль, прах). Слово "adam" относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному" (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.
Однако далее легенда уже не несет никаких существенных внутренних разногласий. После того, как Адам и Лилит были сотворены, они начали ссориться.
- Я не лягу внизу, - сказала она.
- Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. - Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.
- Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.
- Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.
Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда. Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит" речь пойдет далее).
Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:
- О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.
Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов - Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, - чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.
- Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму. - А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.
Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.
- Оставьте меня! - отвечала она. - Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.
Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами. После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры". Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!" На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве. Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву - новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая. Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин" или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи - в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна" Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака" Ева родила Элоима и Иаве - Авеля и Каина соответственно.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.
На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам - это образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт. Лилит же - это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном. Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей.
И парочка слов о легенде.
Кто такая Лилит?
Демон? Суккуб? Дьяволица?..Да мало ли что могут кричать, брызжа слюной, озлобленные мужики, страдая от своего комплекса неполноценности? А все началось с грехопадения Адама, которое произошло еще до появления у него жены - Евы. Мужчина - Адам и Женщина - Лилит были созданы равными из одного материала и одновременно. Но не признав себе равной такую же совершенную, как и он Женщину, Адам захотел иерархии и заставил Бога быть рабовладельцем, потребовав себе помощника. При этом, он лишился не только ребра (или одной из своих частей - по Торе), но и своего совершенства (которое он перестал осознавать). А Ева?.. Она в Библии даже и женщиной не называется... только женой. Недочеловек... В крайнем случае - "кусок безмозглой кости", что с нее возьмешь? И что с нее спросишь? Даже тот запрет про яблоки она не слышала... Матриархат возвращается... Только на словах. А по сути - он был всегда. "Cherchez la femme"- говорят французы, и они во многом правы. Даже в самые темные средние века руководили Евы, а Адамам как всегда было некогда, они думали, "как жить дальше?" и занимались охотой на ведьм... И сейчас феминистки борются не зная, за что? Ведь отдать реальную власть за номинальный статус, которым всегда пользовались мужья?.. По-моему, это - самая большая глупость... Поэтому сейчас, на пороге третьего тысячелетия, мы и пришли к тому, что мир (данная человеческая раса) семимильными шагами катится к самоуничтожению, третьей мировой войне, к ядерному апокалипсису. Да, виноваты не женщины, но жены... Ведь только они воспитывают детей: готовят злобных правителей, преступников, а в крайнем случае - пушечное мясо... А женщин - нет, как нет и мужчин. Все скатились в один сплошной unisex.
В "Зохар" - главной книге каббалы, говорится, что Лилит обладает самой большой властью, когда Луна убывает. Кроме еврейского фольклора демон Лилит появляется в иранской вавилонской, мексиканской, греческой, арабской, английской, немецкой, восточной мифологии, а также в легендах индейцев северной Америки. Она иногда ассоциируется с другими персонажами легенд и мифов, включая королеву Шебу и Елену Троянскую. В средневековой Европе она часто изображается как жена, любовница или бабка Сатаны. В конце XVII века ее описывали как зловещую сову, днем слепую, которая сосет кровь из груди или пупков маленьких детей или из козьего вымени.
Ибо до Евы была Лилит",- гласит "древнееврейский текст. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828-1882), и он написал поэму "Райская обитель". Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему Существ, что извивались в рощах и в воде, Сверкающих сынов, блестящих дочерей. Еву Бог создал потом; чтобы отомстить женщине, жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которой следовал и которую развил Россетти. В течение средних веков под влиянием слова "лайил", что на древнееврейском означает "ночь", легенда приняла другой оборот. Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она - ангел, ведающий рождением людей, иногда демон, который осаждает спящих в одиночку или бредущих по дороге одиноких путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.
Что пишет мифологический словарь? ЛИЛИТ, злой дух, обычно женского пола, в иудейской демонологии. В Библии упоминается однажды (Ис. 34, 14; лат. Lamia, ср. Ламия). Имя восходит к именам трёх шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили; первый и второй - инкуб и суккуб. В роли суккуба Л. выступает и в еврейской традиции: она овладевает мужчинами против, их воли с целью родить от них детей. Поэтому Талмуд ("Шаббат" 151 б) не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Адам и Ева, будучи в "отлучении" в течение 130 лет, породили духов, дивов и лилит (множ. число муж. рода), сожительствуя с ними ("Берешит рабба" 20; "Эрубин" 18 б). Однако в иудейском быту Л. особенно известна как вредительница деторождения (ср. Ламашту). Считалось, что Л. не только наводит порчу на младенцев и изводит их, но похищает (пьёт кровь новорождённых и высасывает мозг из костей) и подменяет их; ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Согласно Талмуду, Л. волосатая ("Эрубин" 18 б), крылатая ("Нидда" 24 б), она - мать Ахримана ("Баба Батра" 73 а). В арамейском переводе кн. Иова (1, 15) слово "Саба" переведено как "Лилит, царица Змаргада" (изумруда; вероятно, отождествление с царицей Савской).Согласно одному преданию, Л. была первой женой Адама: бог, сотворив Адама, сделал ому из глины жену и назвал её Л. У Адама с Л. сразу же возник спор. Л. утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. В Красном море её настигли три ангела, посланные богом. Л. отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорождённым. Ангелы взяли с неё клятву в том, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она приняла на себя наказание: отныне будут ежедневно умирать сто из её детей. В одном из заговоров для роженицы и новорождённых (в каббалистической книге "Разиэл", 13 в.), который повторяет этот сюжет, вместо Л. выступает Первая Ева. Первая Ева упоминается и в "Берешит рабба" 12: о ней говорится, что она обратилась в прах еще до сотворения Евы. Согласно "Зогар" (11, 267 б), Л. стала женой Самаэля, матерью демонов. Один из наиболее распространённых текстов заговоров для роженицы (известный на многих языках народов Ближнего Востока и Восточной Европы и применяемый позже против дурного глаза и разных болезней) рассказывает, как некий святой (Илья, Михаил, Сисиний и др.) в дороге (часто - спускаясь с горы) встретил ведьму (часто - у моря) и спросил, куда она направляется. Услышав, что она идёт в дом роженицы с целью повредить ей, он заставил её назвать все свои 9 (12, 40) имён и поклясться, что она не повредит роженице и младенцу, если увидит в доме все свои имена. Амулеты и заговоры для рожениц против Л. должны были содержать не только имена трёх ангелов (пытавшихся возвратить Л.), но и имена самой Л. [некоторые из них: Батна (евр.-арам., "чрево"), Одем ("краснота"), Аморфо (греч., "не имеющий формы"), "Мать, удушающая дитя", имя из сирийского текста]. Тексты заклинаний арамейских и мандейских магических чаш используют против Л. формулу развода (свидетельство того, что Л. воспринималась и как суккуб). Лилиты во главе с их матерью и предводительницей Руха (дух) часто упоминаются в мандейских текстах. Благодаря большому интересу к каббале в Европе эпохи Возрождения предание о Л. как первой жене Адама стало известно европейской литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Л. появляется и в средневековой еврейской литературе (хотя в еврейской традиции красивая внешность Л. связана с её способностью менять свой облик). Известны, например, рассказы о том, как Л. в облике царицы Савской соблазнила бедняка из Вормса. О каббалисте Иосифе делла Рейна рассказывали, что он добровольно предался Л. /А. А. Папазян./
Первое воплощение Лилит - жена Адама. Последнее предрекает "Роза Мира" Даниила Андреева: в последнем своем воплощении Лилит придет в мир спутницей небывалого существа, гениального и могущественного - антихриста. И рядом с ним будет она, воплощение вечной Женственности. "От воплощенной Лилит будет излучаться свет невыразимой красоты, напоминающий лунное сияние. Прикосновение же к ее телу будет вызывать несказанное наслаждение для всякого человека и полное угасание последних проблесков в его памяти о чем-либо высшем. Вокруг себя и воплощенной Лилит антихрист создаст кощунственный культ мирового совокупления, и гнусные действия, окруженные сказочными эффектами и одурманивающим великолепием..." Лилит была создана волей Бога и уничтожена будет так же божественными силами вместе с антихристом. "Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей Но что было между первым ее воплощением и последним?
А теперь предоставим слово самой Лилит. Первой, Женщине, Бунтарке, Дьяволице и Ангелу. Называйте, как хотите. Суть от этого не изменится.
У начала начал имя мне было - Лилит. Я знаю, это я была той, Первой и Единственной. Ева стала второй, от нее пошел счет человечеству, но Первой Женщиной была я. Творец создал меня вдохновенно. Но творение стало неожиданностью для Него Самого. Оно оказалось совершеннее мужчины, хотя Творец желал, чтоб было наоборот. (Так случалось часто потом и среди людей, когда нечто, осененное вдохновением, удивляет создателя, и он недоверчиво вопрошает себя: "Неужели это сделал я"?) Недовольный, Творец разрушил свое творение. И создал Еву, теперь из Адамова ребра, что давало уверенность - теперь женское начало уж наверняка станет подчиненным, зависимым, вторичным по отношению к мужскому. Не знаю, сильно ли он сожалел, что был так неосмотрителен при сотворении самой первой женщины. А для сожаления причина была - не прошел бесследно первый неудачный опыт (или слишком удачный?). Создатель уничтожил Лилит, хотя, по сути, только лишь тело ее. Это было легко: обратить в прах рожденное из праха. Но ведь я была не бессмысленным глиняным болваном, я перестала им быть в тот момент, когда Он оживил "куклу", вдохнув в нее душу. А потом разрушил "куклу", сосуд, в котором недолго обреталась душа Лилит, высвободив живую душу. Вот душу уничтожить - это уже совсем другое. И он не смог, не захотел. Ведь все-таки Он предвечный Творец, не разрушитель. Так душа Лилит обрела свободу витать в пространствах. Но вот что произошло при рождении Евы. Когда Творец вдохнул в нее душу, в тот же миг, - снова вопреки Его замыслу - запала в Еву малая, как зерно, часть бессмертного духа Лилит. Именно это зернышко - бунтарства, своеволия - проросло и подтолкнуло младшую мою сестрицу стать истинно человеком, а не бессловесной покорной коровой, пасущейся в Эдемском саду. Вкусить запретный плод и познать счастье и горе, радость и муку, сладость свободы и горечь неволи толкнула ее своевольная частица Лилит. Как часто потом "лишняя" эта частица вносила смятение и смущение в мужской покой, как хотелось ему вытравить ее из своей женщины, обязанной знать, что место жены позади мужа своего и господина. Сколь много звеньев звенело в тех цепях, которыми опутывали души Евиных дочерей. Но коль Он Сам не истребил мой дух, под силу ли это мужчине?! А Лилит… свободный неуничтожимый дух, витающий в пространствах и временах…бессмертная Лилит и неприкаянная… однажды я вновь обретаю кровь и плоть, и рождаюсь опять. Всегда разная. Чарующая одним видом своим, соблазнительная, и торжествующая, яд и нектар, сосуд любви и причина противоречивых страстей. И одновременно - просто женщина, одна среди многих: хрупкая и слабая, трусиха со смешными страхами; я боялась боли и подлости, хотела просто любить, и чтоб единственный мой человек всю жизнь был со мною рядом. Я помню себя царицей и рабыней, мне поклонялись и меня приносили на жертвенный алтарь. Иногда я живу долго, и иней лет серебрит мои косы, а порою ухожу молодой, в расцвете сияющей красоты, оставляя разбитые сердца и память о себе. И те, кто остается жить, одни уверены, что видели наяву посланницу небес, другие со страхом и облегчением осеняют себя знаками защиты: ад поглотил-таки дьяволицу! Люди боятся и ненавидят все, что превосходит их, и - были времена, - чувствуя иную природу моей души, терзали в страшных казематах мою плоть, не имея власти над большим. И ни в одном лишь пламени любви сгорала я, но в пламени костров тоже. Случалось, за мной по пятам шла безоглядная, жертвенная любовь, но я в страхе бежала от нее, видя, как из-за ее плеча ухмыляется мне убийственная ненависть. Любовь моя творила чудеса, подымала со смертного одра, а то становилась причиной кровопролитных раздоров. Но одно оставалось неизменным в любом воплощении Лилит. Меня можно было сломать, уничтожить, унизить тело мое, но гордый мой дух родился прежде той силы, которая хотела бы его сломить, и потому торжество победы всегда оставалось за мной, если не в жизни, то в смерти - моя смерть никогда не давала моим убийцам упоительного торжества победителей. Неудовлетворенная злоба ищет любые пути для мщения, даже самые гнусные. В отношении Лилит всегда крайности. От приписывания ей роли полюса Зла и Искушения до Воплощенной Женственности. Любому из вас клевета влезла в уши, разве нет? Ох, и постарались потомки и много преуспели в наветах. Теперь всякому известно, отчего пришлось Создателю творить для Адама другую жену. То всяк знает - больно уж вздорная получилась бабенка! Зазнайка чванливая! Да чего там, ведьма была, как есть ведьма, обольстительница коварная, злобный дух!.. Сбежала от супруга, Богом данного, стала дьяволицей, рожающей суккубов, адских распутниц. Ох уж эти лилиты, дочери дьяволицы-Лилит, ночные похотливые ведьмы! Они настолько искусны в любви, что после любовных утех с ними мужчины не могли уже удовлетворяться любовью с земными женщинами. Наветы... Ах, да пусть их! Пусть плетется молва - не жалко, ведь мне она ни рук, ни ног не вяжет. Проходит время - но что мне время? десяток лет или столетие... сие не есть мера, которой черпают из Океана Времен. Он безбрежен. Люди представляют Время рекой с истоком и устьем. Они ошибаются. Океану начала нет, и нет конца. Мой вольный дух парит в нем, проходя сквозь времена, сквозь века и тысячелетия, ничем не ограничен и не обременен. Как Феникс-птица, я возрождаюсь к жизни во плоти, чтобы вспыхнуть коротко и ярко, и просветлить сумрачное, и обогреть выстуженное, и опалить тех, кто не боится быть обожженным. Я не знаю, когда и где ноги мои вновь ощутят земную твердь, а ветер тронет волосы в бережной ласке. Это ведомо лишь тому, кто мой вечный Господин, мой Творец. Порой мне кажется - я знаю, я ошибаюсь, у Него нет, не может быть пристрастий - но судьба то возносит меня к самым небесам, то вдруг испытывает столь жестоко, что мне кажется порою: это Он и восхищается, и мстит, не желая признать, что родилась я такой по Его воле, а не вопреки ей. Обретая новое существование, я не всегда помню о предыдущих. Иногда помню. Иногда память просыпается внезапно, как озарение, выхватывая из тьмы забвения короткий миг…
Вот и все, что нам известно о Лилит. Конечно, половина здесь откровение запудривание мозгов обывателю. Но ведь другая половина-то верна! А какая именно, решать не мне.
http://irenakiss.narod.ru/lilit.html