В подмосковном Ново-иерусалимском монастыре есть любопытная «неканоническим» старинная икона XVIII века «Лабиринт Духовный»
В центре иконы изображена лестница, изображающая жизнь человека от младенчества до глубокой старости. Лабиринт — это образ жизненного пути человека, который ищет свое собственное настоящее «Я», или, как сказали бы христиане, ищет Бога. Но где его искать?
Есть парадоксальная притча Энтони ди Мелло, иезуитского монаха. «Бог устал от людей и стал спрашивать ангела, где бы ему спрятаться от людей — на вершине горы или в глубине моря. И один из ангелов ему посоветовал: в человеческом сердце, вот куда он реже всего заглядывает».
Таким образом, затерявшись в пространстве и времени, человек может найти настоящего себя лишь в глубинах собственного сердца. А может и не найти — лабиринт гарантий не дает..
В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода введут вверх, в жизнь вечную, и одинннадцать - вниз, в геенну огненную.
Внутри лабиринта - круг, где представлены начало и конец пребывая человека на земле. Младенец еще лежит в колыбели (слева), а его уже готова скосить смерть, изображенная в виде скелета (в центре). На смертном одре (справа) душу человека принимает Ангел, но тут же стоит и бес со списком грехов усопшего. Жизненный путь человека изображен как уступчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней - глубокие старцы. Надписи указывают их возраст - от 1 года до 90 лет.
Под лабиринтом изображена преисподня. В правом углу - огненная пасть сатаны, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок.
Здесь же помещены наименования грехов: "БЛУД", "УНЫНИЕ", "СРЕБРОЛЮБИЕ", "ПЬЯНСТВО", "ТЩЕСЛАВИЕ", "ГОРДОСТЬ", "УБИЙСТВО", "ГНЕВ", "НЕМИЛОСЕРДИЕ", "ЗАВИСТЬ", "ОКЛЕВЕТАНИЕ", "ОБЪЕДЕНИЕ" (справа налево). Преисподня населена демонами - воинами тьмы, которые ведут с людьми духовную брань. Они поражают род человеческий с помощью страстей, изображенных в виде земного оружия - лука, ружья, пушки. Но между бесами мы видим и Ангелов, извлекающих раскаявшиеся души из греховной бездны.
Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.